История Печерска начинается много веков назад. Уже в начале XVI столетия земли Печерского лесопарка принадлежали Киево-Печерской лавре. В это же время монахи построили Печерский двор. По словам эколога и краеведа Виктора Киреева, находился он на самой окраине нынешнего лесопарка, сразу за оврагом с вековыми дубами – за так называемым Архиерейским рвом. Ближе к концу XVI века здесь также строят постоялый двор, а затем и мельницу – с дозволения самого короля польского и великого князя литовского Стефана Батория.
Затем, с наступлением нового столетия, за территорию Печерска разворачивается настоящая борьба между православными, униатскими и католическими священнослужителями. Началось все с 1600 года, когда униатский митрополит Ипатий Патей насильно забирает Печерск и передает его Виленской униатской семинарии.
Попытку вернуть земли через суд предпринимает православный архимандрит Плетенецкий, но безуспешно.Какое-то время униаты занимают эту территорию, пока в 1644 году, во время нахождения в Могилеве настоятеля Киево-Печерского монастыря, известного просветителя архимандрита Петра Могилы, имение не отходит во владения могилевских православных епископов. Оно становится их резиденцией.
«Вплоть до 70-х годов XVIII века Печерская резиденция беларусских епископов была фактически последним форпостом православия в Беларуси, – рассказывает Виктор Киреев.
– В разные годы здесь жили и работали образованнейшие люди своего времени, просветители, ученые и священнослужители – от префекта Киево-Могилянской коллегии, епископа Беларусского, митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Сильвестра Косова – до публициста, историка, Архиепископа Беларусского и святого Беларусской Православной Церкви Георгия Конисского».
А вот восточная часть Печерских земель долгое время находилась в частном владении и после 1682 года перешла к местным кармелитам. Они вели здесь хозяйство, обустроили быт. Затем, в 80-х годах XVIII века, Печерский двор отцов кармелитов переходит к белорусскому епископу Станиславу Богушу-Сестренцевичу. Митрополит был не только глубоко верующим человеком, но и драматургом, лингвистом и историком. Именно ему принадлежит создание первого белорусского календаря. Кроме того, имя Богуш-Сестренцевича связано еще и с именем Винцента Дунина-Марцинкевича – начинателю белорусской литературы митрополит приходился свояком и опекуном.
«В своем имении Сестренцевич возводит театр, фабрики, винокурню, дворец с колоннадой, а также закладывает парк с оранжереей и строит еще одну водяную мельницу.
– Надо отметить, что мельница эта подпирала мельницу православную и заболотила там все… Католики конкурировали с православными – и даже здесь эта конкуренция заметна. Кроме того, на территории двора в то время существовал и костел, который был возведен, вероятно, еще кармелитами.
Находился он на берегу Дубровенки, в районе нынешней улицы Сурганова. А там, где сейчас расположены теплицы «Зеленстроя», Георгий Конисский в 1788 году вместо обветшавшей Печерской церкви построил новую и назвал ее в честь своего святого».
Еще одна часть территории нынешнего лесопарка принадлежала знатной семье Гортынских – в 1882 году усадьба Гортынских в Печерске упоминается у Дембовецкого в «Опыте описания Могилевской губернии». Хозяину усадьбы – могилевскому вице-губернатору Константину Николаевичу Гортынскому – принадлежала значительная часть леса в районе современных Дубков. Он занимался лесным хозяйством, имел свой приусадебный парк, где выращивал экзотические виды растений. Усадьбу Гортынских еще называли дачей. В могилевской топонимике это название трансформировалось в Дачный поселок.
Что же касается усадьбы Сестренцевича, то она сперва перешла под военный госпиталь в 1820 году, через сорок лет – под богадельню, а после – под корпуса психиатрической больницы. При этом, говоря об истории Печерска, нельзя не упомянуть и о настоящих трагедиях, которые помнит это место.
Одна из них связана с именем влиятельного деятеля Могилёвского православного братства, организатора Беларусского казачьего полка Константина Поклонского.
«Именно его казакам царь поручил уничтожить еврейскую общину города, – Случилось это осенью 1654 года, когда Могилев готовился к затяжной осаде Радзивилла. Поклонский приказал евреям оставить город и обещал дать им провожатого до Вильни. В итоге на территории Печерского имения казаки Поклонского зверски уничтожили евреев. Точное место захоронения убитых неизвестно, но предположительно, находится на окраине лесопарка у современного Пашковского кладбища».
Кроме этого, известно, что на территории Печерска хоронили умерших солдат наполеоновской армии: усадьбу митрополита Сестренцевича в 1812 году французские и польские войска использовали как лазарет и место массового захоронения военнослужащих.
«Но, пожалуй, самая тяжелая печерская трагедия – это история расстрелов и убийств на территории психиатрической больницы, – Там в июле-августе 1941 года фашисты расстреляли более тысячи пациентов.
Вместе с ними был убит главный врач больницы Мейер Моисеевич Клипцан. А в сентябре 41-го с помощью оборудованной в больнице газовой камеры каратели умертвили еще 800 пациентов, среди прочих – всех больных еврейской национальности.
Была снята даже видеохроника по этим событиям самими нацистами, где видно, как к газовой камере на телегах подвозят людей. Именно эти кадры после использовались в качестве доказательств преступлений фашистов во время Нюрнбергского процесса. Где захоронены эти 1,5-2 тысячи человек – опять же неизвестно».
Также где-то в Печерске похоронен первый руководитель правительства БССР, беларусский писатель, поэт и драматург, журналист и редактор Дмитрий Жилунович (Тишка Гартный). Крест с его именем был установлен общественными активистами на окраине Печерского лесопарка.
«В 1919 году Печерск был национализирован. С тех пор эта территория является нашим достоянием. К сожалению, многие исторические здания, что были здесь когда-то, теперь утрачены,